В этой статье мы поговорим о том, как определить свои навыки овладения испанским и что необходимо для освоения каждого уровня. Напомним, что 4 основных навыка владения любым языком — говорение, чтение, письмо и аудирование. На экзаменах их оценивают как самостоятельные направления, однако на практике они могут сочетаться, например, при разговоре тренируются одновременно разговорный навык и слушание. Любой уровень достигается тренировкой всех вышеперечисленных языковых компетенций.
Согласно международной системе, выделяют 6 основных уровней — A1, A2, B1, B2, C1, C2. В некоторых источниках их группируют в три уровня: A1-A2, B1- B2, C1-C2. Рассмотрим каждый из них по порядку.
Начальный уровень А1
A1 — первое знакомство с языком, системой его символов (алфавитом), произношением. Параллельно полезно знакомиться с испаноязычным миром — собственно Испанией и странами Латинской Америки, чтобы сразу привыкнуть к различиям в произношении (не к пониманию отличий, а к их существующему факту). Данный уровень — важная база, которая будет служить крепкой опорой при дальнейшем изучении языка. Адекватные материалы и изучение живых моделей языка позволят быстрее прогрессировать и избежать фиксации базовых ошибок.
Темы, которые изучаются на данном этапе — личная презентация, близкое окружение (семья, друзья), географический контекст (страна, город), интересы, хобби. Все материалы изучаются в настоящем времени — Presente. Минимальный срок освоения данного уровня — 3 месяца.
Задача студента на данном этапе — последовательное знакомство с испанским, его общими разговорными конструкциями и их правильная отработка. Что поможет изучающему на данном этапе? Как можно больше слушать короткие тексты диалоги, понимая их смысл и детальный перевод. Привычка слушать и воспринимать испанскую речь — один из самых полезных навыков, который тесно связан с другими. На первом этапе очень важно ставить адекватные цели, закладывать время на усвоение пройденного материала и регулярно сверять свои ощущения с тем, что изначально замотивировало вас изучать язык. Подробно о мотивации мы писали здесь.
Элементарный уровень А2
A2. По мере того, как изучающий продолжает погружаться в язык, он открывает для себя многообразие лексических смыслов, другими словами, осознает, что одно слово в испанском имеет несколько совершенно разных значений, уместность употребления которого определяется контекстом, а не заучиванием одного единственного перевода. Ученик знакомится с синонимами, frases colociales (разговорными фразами, которые запоминаются целиком и также зависят от конкретной ситуации).
Темы для освоения — личные планы, кино, путешествия, работа и составление резюме, отдых в отпуске и на каникулах, отношения с друзьями и в паре. Кроме того, добавляются простое прошедшее и будущее времена. Примерный срок прохождения данного уровня — 4-5 месяцев, заниматься следует не менее 2-3 часов в неделю.
На этом этапе необходимо читать короткие тексты с диалогами и без, писать свои первые заметки, продолжать активно слушать и пытаться говорить, не боясь совершить ошибки.
Средний уровень B1
В1 — гораздо более сложный по сравнению с предыдущим, поскольку сравним с нырянием в глубину после медленного захода в море по приятному песчаному дну. Студенту открывается многообразие смыслов и необходимость их использования. Уровень достигается минимум 6-12 часами в неделю на протяжении полугода.
Список разговорных тем увеличивается, как и количество актуальной лексики. Чувства и эмоции передаются не просто как факты, а как психологические аспекты личности — через subjuntivo. При видимых и ощутимых успехах у студента может наблюдаться спад мотивации и так называемый «эффект плато» из-за сильного повышения нагрузки — большого количества грамматических правил, слов и исключений.
Рекомендуется иметь 2-3 разных испаноязычных собеседника, привыкать к индивидуальной манере говорить, изучать аудио-, видео- и текстовые материалы носителей из разных стран Латинской Америки. На этом этапе важно анализировать, работает ли выбранная стратегия, какие материалы эффективнее всего помогают в учебном процессе.
Продвинутый уровень B2
B2. Является желаемой целью для многих студентов, т. к. открывает возможности полноценной жизни, учебы и/или работы в странах, официальным языком в которых является испанский. Студент достигает беглости, способен обсуждать любую тему, использует детали при разговоре или в письме. Вся основная грамматическая база прорабатывается именно на В2.
При прохождении данного уровня затрачивается такое же количество усилий, которое соответствует всем трем предыдущим уровням. На протяжении всего процесса освоения уровня эффект плато может усиливаться, однако ученик также достигает прогресса, хотя он может быть для него не сильно очевиден.
Необходимо ежедневно читать, продолжать много слушать, делая акцент не просто на поглощение аутентичного контента, а на аудио-и видео-материалы по интересующей теме (спорт, искусство, психология, путешествия, современные технологии и т. д.). Разговоры с носителями рекомендуются вывести на новый уровень — обсуждать события и явления, затрачивая на бытовые разговоры не более 20 % времени беседы.
Высшие уровни С1-С2
С1. Это необходимый уровень для поступления в университеты Испании и Латинской Америки на медицинские и правовые специальности, в аспирантуру и магистратуру. Этот уровень необходим экспертам, лингвистам и преподавателям испанского языка.
После освоения всей грамматической системы испанского на уровне B2, здесь осваиваются дополнительные сложные оттенки в письме и речи при работе с художественными и другими профессиональными источниками. Каждый из них имеет свой индивидуальный язык, отличный от бытового и текстов сферы массмедиа.
C2 имеют носители с высшим образованием в сфере науки и культуры, носители-лингвисты, переводчики, а также люди, которые в большом количестве читают литературу с богатым художественным языком, люди с навыками литературного письма и с высокими стандартами разговорной речи.
Пройти тест для определения вашего уровня испанского можно здесь: https://www.profedeele.es/actividad/test-nivel-online-espanol/